Рейтинг@Mail.ru
 
 

Пресса о «Деле» Сутягина

Газета "ТРУД-7" № 208 (23433) от 04.11.1999

Экология в сетях шпионажа

В ночь с 27 на 28 октября в Москве сотрудники ФСБ провели обыск на квартире американского ученого. сотрудника Принстонского университета Джошуа Хэндлера, который проходит стажировку в Институте США и Канады Российской академии наук.

Одновременно в городе Обнинске контрразведчики УФСБ по Калужской области обыскали квартиру заведующего сектором отдела военно-политических исследований Института США и Канады Игоря Сутягина. Ученый был задержан в 8.00 утра, когда собирался выехать на работу в Москву. Его жены Ирины в это время дома не было, она пошла провожать детей в школу. Вернувшись, застала в квартире незнакомых людей, которые просматривали и упаковывали бумаги мужа. Чекисты любезно предложили женщине наблюдать за обыском.

Изъятые бригадой сотрудников УФСБ документы и рукописи (в основном материалы к докторской диссертации хозяина квартиры), а также два компьютера, различные справочники и дискеты были упакованы в специальные коробки и увезены. Женщину на всякий случай попросили "никому ничего не рассказывать", соблюдать тайну следствия.

"Улов" контрразведчиков в московской квартире американского ученого был также весом. По словам самого Хэндлера, автора десятков работ в области радиационной и ядерной безопасности, нежданные "гости" унесли с собой рабочие материалы, рукописи, записные (книжки и компьютер.

"Труду" удалось выяснить, что Джошуа Хэндлер – доктор философии. Приехал в Москву по приглашению Института США и Канады. Участок работы, который был ему отведен, – исследование проблем, связанных с утилизацией ядерных отходов, разоружением и охраной окружающей среды.

Обыск в квартире привел Хэндлера в явное замешательство. В беседе с журналистами он недоумевал: "Моя работа никоим образом не вредила безопасности России, и я всегда старался сделать так, чтобы между нашими странами было достигнуто согласие по вопросам ядерных вооружений. Мне никто и никогда не передавал секретных документов".

По имеющимся данным, американец не задержан, собирается на Новый год домой, в США, а затем вернется в институт для продолжения работы. Его коллега Игорь Сутягин также вернулся домой. Вопрос лишь в том – надолго ли.

На американского и российского ученых возбуждено уголовное дело по статье 283-й – разглашение государственной тайны.

Первым, как всегда в таких случаях, в колокола ударил член-корреспондент Российской академии наук, известный эколог и правозащитник Алексей Яблоков. Обыски в квартирах своих коллег он рассматривает как попытку давления российских спецслужб на людей, призванных защищать природу. "Это продолжение преследований Александра Никитина, Григория Пасько, Владимира Сойфера и других защитников экологических прав граждан, – заявил ученый. – Вместо того чтобы эффективно бороться с терроризмом, фашизмом, коррупцией и другими преступлениями, действительно угрожающими безопасности России, спецслужбы тратят время и средства на экологов и пацифистов".

В Центре общественных связей ФСБ РФ, куда я обратился за подтверждением случившегося, выразили недоумение по поводу вспышки негодования известного эколога-правозащитника.

- Мы постоянно сталкиваемся, – сказали мне, – с использованием экологической "крыши" для сбора разведывательной информации. В этом прежде всего заинтересованы американские спецслужбы. Экологи зачастую используются иностранными разведками "втемную", но бывают и исключения.

Непонятна контрразведке и слишком болезненная реакция некоторых ученых на проведение обысков в квартирах подозреваемых. По ее мнению, это обычная практика правоохранительных органов, осуществляемая в рамках уголовных дел. Виновность и степень наказания любого гражданина могут быть определены только судом.

Владимир АЛЕКСАНДРОВ.

Наш комментарий:
И вот опять ложь на всю страну! Ложь и в мелочах и по существу. Давайте рассмотрим по порядку.

Во-первых, Игорь Сутягин был арестован не в ночь с 27-го на 28-е октября, а рано утром 27-го.

Во-вторых, в момент ареста Игоря Сутягина и обыска в его квартире младшая дочь Игоря, Настя находилась дома и была вынуждена сносить (не побоюсь этого слова) издевательства сотрудников ФСБ, не разрешавших ей выйти в туалет или подойти к матери.

В-третьих, Игорь никогда не занимался проблемами экологии.

В-четвертых, как можно говорить о том, что "как всегда в таких случаях, в колокола ударил член-корреспондент Российской академии наук, известный эколог и правозащитник Алексей Яблоков"? Господа журналисты, вы что, не следите за сообщениями своих коллег? Первым ударил в колокол государственный телеканал РТР, фактически озвучив в "ВЕСТЯХ" точку зрения ФСБ.

В-пятых, о каком обвинении по статье 283 идет речь?
Да и вообще, какое-либо обвинение было предъявлено Игорю Сутягину лишь 5 ноября, то есть уже ПОСЛЕ выхода Вашей газеты, а до того он считался лишь свидетелем.

Господа журналисты, не слишком ли много "неточностей" для одной публикации?