Рейтинг@Mail.ru
 
 

Пресса о «Деле» Сутягина

«Новая газета» № 82 (1012) 04-10.11.2004 г. (с.6)

Суд как разведмероприятие

Внедрение сотрудника спецслужб в процесс по делу Сутягина прошло успешно

Суд по «шпионскому» делу ученого Игоря Сутягина на каком-то этапе неожиданно превратился в процедуру, требующую особого внимания спецслужб. То ли обвинители Сутягина поняли, что дела их плохи, то ли просто засомневались в нужном исходе этого процесса. И пошло-поехало: внезапный роспуск первой коллегии присяжных, таинственные выборы второй… Тут-то в составе присяжных появились люди, имеющие отношение к спецслужбам, чтобы применить свои профессиональные навыки, – как говорится, возглавить, направить в нужное русло и гарантировать обвинительный приговор. Судя по всему, именно этот ход обвинения стал основным в том случае, если дело слушается судом присяжных. Впору создавать новую службу: присяжные под прикрытием. В итоге Сутягину дали 15 лет тюрьмы. А о том, что в составе присяжных были люди в погонах, мы узнали только сейчас. Работали профессионалы. Теперь у нас есть доказательства.

После процесса адвокату Сутягина Борису Кузнецову позвонил один из присяжных. Он рассказал, что в составе коллегии были два человека, решивших исход процесса. Эти люди, казалось, были профессионально подготовленными в исследуемой области, весьма убедительно аргументировали свою точку зрения, и присяжные за ними пошли. Адвокаты говорят, что в таких случаях достаточно бывает и одного «упрашивающего».

Борис Кузнецов провел собственное расследование. Выяснилось, что один из убедительно говоривших людей имеет прямое отношение к российским спецслужбам. Его имя Григорий Якимишин. Отметим, что среди кандидатов в присяжные оказалось еще четыре человека, так или иначе связанных с ФСБ: кто сам служит, у кого родственник… Эти кандидаты правдиво ответили на поставленный вопрос об отношении к органам и были тотчас отведены. А Якимишин остался.

Впоследствии адвокат Кузнецов жаловался на это обстоятельство. Но Верховный суд в решении по его кассационной жалобе постановил: «Данному кандидату отводы не заявлялись». Приговор Сутягину был оставлен в силе, даже несмотря на то, что имя Григория Якимишина нашлось в списке кандидатов в присяжные для Московского окружного военного суда, а не Мосгорсуда, который судил ученого.

Кто же такой Григорий Якимишин? Окончил «режимный» ракетный факультет МАИ, после трудился в Службе внешней разведки под дипломатическим прикрытием, был первым секретарем нашего посольства в Польше. После оказался вовлечен в большой скандал с вербовкой КГБ премьер-министра Польской Республики Юзефа Олексы. История с этим грандиозным польским провалом описана журналистом Рышардом Бадовским в книге «Алганов, Якимишин и другие: кулисы российской разведки» (Варшава, 1996).

Якимишина вернули в Россию. Он сделался предпринимателем, главой фирмы «ЗОСТ». Причем в партнеры выбрал не кого-нибудь, а Валерия Реченского (сослуживец Якимишина по польской резидентуре, осужденный за убийство сотрудника КГБ).

Другое любопытное обстоятельство: фирму «ЗОСТ» Якимишину предложил возглавить англичанин Алан Чарльз Симмонс. Он прославился, во-первых, тем, что к середине 80-х стал одним из ведущих британских специалистов по компьютерной технике, а во-вторых, тем, что в 1986 году был осужден на девять месяцев за незаконную продажу Советам военных технологий. Позднее он также был судим за неуплату налогов. В начале 90-х Симмонс зарегистрировал на Кипре офшорную фирму «Парма трэйдинг Ко, Лтд.» и отправился делать бизнес в Россию.

Ему помогли. Например, Леонид Куцубин (генерал КГБ в отставке) возглавил подразделение фирмы Симмонса – «Парму информ». В рамках уголовного дела № 11116, возбужденного в ГУВД Москвы, свидетели показали, что Якимишин, упоминая о своем прошлом в органах госбезопасности, при помощи угроз пытался взыскать долги в пользу Симмонса.

Такой вот удивительный присяжный появился в Мосгорсуде по делу «шпиона» Сутягина, и суд уж совсем стал похожим на фарс, когда в него включились реальные отставные шпионы.

Илья КРИГЕР