Рейтинг@Mail.ru
 
 

Пресса о «Деле» Сутягина

Газета «Московский комсомолец» (Москва), № 76 от 08.04.2004

Теперь будет ученым

Игоря Сутягина приговорили к 15 годам строгого режима

Вчера Мосгорсуд приговорил сотрудника Института США и Канады Игоря Сутягина к 15 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Сутягин признан виновным в государственной измене в форме шпионажа в пользу США.

Весь процесс оглашения приговора 39-летнему Игорю Сутягину занял не более 7 минут. 15 лет – и точка. Правда, отсчет срока начался с его задержания в октябре 1999 г., так что 4,5 года заключения для него уже прошли. Приговор Сутягин выслушал спокойно, держался с достоинством, прокомментировал его так:

– Мне еще четыре года назад сказали, что мое дело прецедентное. Так что было два варианта: или оправдают, или вот так… Бодаться с дубом бесполезно.

Было заметно, что Сутягина смущает такое внимание к нему прессы. Он повторил журналистам, что ничего имеющего отношения к гостайне за границу не передавал.

– Виновен я лишь в том, что общался с иностранцами. Я не имел доступа к гостайне и пользовался для подготовки аналитических материалов только открытыми источниками, – объяснил ученый.

А напоследок пожелал всем удачи и, снова улыбнувшись, сказал:

– В нашей стране шпионов не любят. Подумайте о 29-й статье Конституции – это вас тоже касается. (Статья гарантирует каждому свободу мысли и слова. – Авт.)

Для него и его адвокатов суд присяжных оставался единственным шансом на победу. Последняя надежда не оправдалась.

– Судья Комарова сделала все, чтобы вердикт присяжных был: «виновен», – сказал «МК» адвокат Владимир Васильцов – Еще когда они уходили на совещание, я понял, каким будет их решение.

Адвокат Кузнецов выразился еще резче: в ходе процесса была произведена необоснованная смена состава присяжных, а судья «пыталась манипулировать их мнением». Например, поставленными вопросами. Заседателей спросили: «Имел ли место факт передачи сведений Сутягиным?» При этом ни слова о государственной тайне сказано не было. Кстати, адвокат не исключает, что «часть присяжных, а может, и все они – люди в штатском». Адвокаты уверены: суд расправился с их подзащитным за то, что тот отказался признать свою вину в обмен на смягчение приговора.

Напомним, что ФСБ России обвинила завсектором военно-технической и военно-экономической политики Института США и Канады Игоря Сутягина по 5 эпизодам преступной деятельности. Ему вменены встречи с представителями иностранных спецслужб, в ходе которых он передал сведения о ракете класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ и самолете «МиГ-29СМТ», об особенностях конструкции и вооружения АПЛ типа Akula (в России – «Гепард»), о вариантах состава стратегических ядерных сил на период до 2007 г., о ходе реализации Минобороны планов по созданию соединений постоянной готовности, а также о составе и современном состоянии отечественной системы предупреждения о ракетном нападении.

Как утверждают следователи, в мае 1998 г. Сутягина завербовали американцы, и на протяжении 2,5 года он получал от них задания и передавал им секретные сведения. На продаже информации Сутягин якобы заработал более 25 тыс. долл. Однако в уголовном деле нет ни единой аудио- или видеозаписи встреч Сутягина с упомянутыми следствием представителями военной разведки США Надей Локк и Шоном Киддом.

Защитники собираются обжаловать приговор в Верховном суде РФ. Как заявил Кузнецов, адвокаты уже получили из Страсбурга сообщение, что дело Сутягина рассмотрят в приоритетном порядке и в Европейском суде. Правда, это утверждение опроверг уполномоченный России в Европейском суде Павел Лаптев. Он сказал, что никаких извещений ни Россия, ни он лично по этому поводу не получали.

Зато старший прокурор Юрий Волгин приговором доволен:

– Присяжные хорошо разобрались с делом, А мера наказания была выбрана с учетом тяжести совершенного преступления и нанесенным ущербом Российской Федерации.

Через адвокатов привет и слова поддержки передала Игорю Сутягину его жена Ирина Мананникова, Об обвинительном вердикте присяжных (даже без снисхождения) она узнала как раз в день своего рождения. Это был очень плохой подарок.

Мария РОГАЧЕВА, Олег ФОЧКИН