Рейтинг@Mail.ru
 
 

Пресса о «Деле» Сутягина

ТВС, 30.01.2003
Оригинал статьи: www.tvs.tv/news/article.asp?id=705

В России создан Комитет в защиту ученых

Академики Российской академии наук и правозащитники учредили общественный Комитет в защиту ученых – в России наука становится опасной профессии. Например, один из членов комитета, отсидевший 8 месяцев, рассказывает, что в его обвинительном заключении была такая строка: «Собирает информацию на научно-практических конференциях».

Валентин Данилов, ученый-физик: «Под преступной деятельностью ФСБ понимает вообще занятие наукой. Когда я поздравил по электронной почте своих партнеров с Новым годом, мне сказали, что я продолжаю свои преступные связи. После этого я замолчал, хотя это – международный контракт, и нужно было сохранять лицо».

Первая совместная пресс-конференция академиков, правозащитников и ученых, которых совсем недавно обвиняли в шпионаже. Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы – автор названия пресс-конференции: «Шпионы поддерживают президента в его борьбе с маниакальной шпиономанией». Эта тема, как она говорит, – праздничная, поскольку некоторое время назад президент Путин публично критиковал излишнюю шпиономанию, которая губит талантливых ученых и отвращает от серьезной работы молодежь.

Виталий Гинзбург, академик РАН: «Предположим, молодому человеку предлагают где-то место, но во многих институтах ведутся секретные работы, я уж не говорю об институтах оборонного профиля. Так он все силы приложит, что бы туда не пойти, потому что пойдешь, а тебя потом посадят ни за что».

Отто Лацис, публицист: «По поводу обвинения Пасько. Один мой знакомый, имени его я по соображениям его безопасности не назову, сказал, что он в 1993 году опубликовал в одном московском журнале все то, о чем писал Пасько по поводу загрязнения отходами Тихого океана».

Сейчас, когда двое ученых – Данилов и Моисеев оказались на свободе, Комитет по защите ученых озабочен судьбой физика Игоря Сутягина. Его адвокат Анна Ставицкая сообщила, что вначале ее подзащитного обвиняли в том, что он передал иностранцам 40 научных тем, теперь это число в уголовном деле «съежилось» до 5. Физик Сутягин ждет в Лефортовской тюрьме суда уже почти 4 года. Как сказал его коллега, физик Данилов, «если бы я был черепахой, которая живет 300 лет, можно было бы и потерпеть».