Рейтинг@Mail.ru
 
 

Пресса о «Деле» Сутягина

Радио "Свобода", "Права человека", 12.11.2001
Оригинал: www.svoboda.org/programs/hr/2001/hr.102401.asp

На следующей неделе возобновляется процесс по делу Игоря Сутягина

Владимир Бабурин:

В Калужском областном суде 29 октября возобновляются слушания по делу Игоря Сутягина. Он обвиняется в государственной измене в форме шпионажа. Процесс закрытый, но часть информации все же просачивается.

Почему правозащитная программа обратилась к делу Сутягина? Он, работая в Институте истории США и Канады, мог пользоваться только открытыми источниками информации. Никаких секретных документов видеть не мог, потому что в Институте их попросту нет. Так за что арестовали человека, и почему обвиняют его в шпионаже, если он не знал и не мог знать никаких государственных тайн?

Игорь Сутягин, специалист в области современной истории Вооруженных Сил России, США и других государств, получил заказ от английской консалтинговой фирмы "Alternative Futures" и писал аналитические обзоры, посвященные военно-политической доктрине России. Эта работа Сутягина и привлекла внимание ФСБ.

Ученый был арестован в октябре 1999 года, и после его ареста фирма "Alternative Futures" прекратила свое существование.

29 октября в Калужском областном суде после пятинедельного перерыва возобновится процесс по делу Игоря Сутягина.

Передает Алексей Собачкин.

Алексей Собачкин:

Судебный процесс по делу Игоря Сутягина начался в декабре прошлого года. Было допрошено около 40 экспертов и свидетелей. 29 октября предположительно начнутся прения сторон, поэтому приговора осталось ждать недолго. Возможно, к Новому году процесс завершится.

Как утверждает ФСБ, Сутягин передал на Запад сведения, содержащие государственную тайну. Косвенно это подтверждается тем, что после ареста Сутягина фирма "Alternative Futures" исчезла. ФСБ считает, что деятельность этой фирмы направлялась американской разведкой.

Особенностью дела является то, что Сутягин не имел и не мог иметь доступа к секретным документам. Свои аналитические обзоры он делал исключительно по открытым источникам, газетным и журнальным публикациям. ФСБ с этим и не спорит. Обвинение основывается на том, что выводы, которые сделал Сутягин, представляют собой государственную тайну.

В суде уже выступили военные эксперты. Мнения были высказаны разные. Одни утверждали, что Сутягин раскрыл и передал сведения, содержащие государственную тайну, на Запад, другие говорили о том, что в действиях подсудимого не было ни того, ни другого.

Более года Сутягин содержался в одиночке, недавно его перевели в пятиместную камеру, изъяв у него при этом все документы, относящиеся к делу. Ему было заявлено, что по первому требованию будет предоставляться кабинет для работы и выдаваться все необходимые документы. Так на самом деле и происходит.

Рассказывает брат подсудимого Дмитрий Сутягин, недавно ездивший к нему на свидание.

Дмитрий Сутягин:

Когда прокурор потребовал вот этого четырех-, пятинедельного перерыва, Игорь был несколько недоволен. Но когда начал готовиться к следующему заседанию, он понял, что действительно 4-5 недель – это не так много. То есть сейчас они, обе стороны готовятся высказать все свое несогласие с мнением противоположной стороны, все свои замечания, все свои дополнительные доводы и так далее.

Поэтому работы очень много. Причем, как чисто механической – просто писать, писать, писать, – так и очень много приходится анализировать то, что было сказано в ходе следствия.

Работы очень много. Довольно сильно устает.

Алексей Собачкин:

Игорь Сутягин не признает себя виновным, считая, что пострадал из-за излишнего служебного рвения контрразведчиков. Недавно он прислал родителям письмо.

Говорит отец подсудимого Вячеслав Сутягин.

Вячеслав Сутягин:

Пришло письмо от него. Он написал, что думает над теми вопросами, которыми он занимался, но возникли сомнения, вообще, нужно ли это нашей стране. Не он предал Россию, а государство его предало.

Алексей Собачкин:

Объявляя пятинедельный перерыв в заседаниях, судья Гусев не сказал того, что судебное следствие закончилось. Поэтому 29 октября вполне вероятно то, что начнутся не прения, а будет продолжаться следствие. Мало ли что может подготовить прокурор, отыскивая все новые и новые доказательства вины Игоря Сутягина.