Рейтинг@Mail.ru
 
 

Пресса о «Деле» Сутягина

Обнинская городская газета "Час пик – Регион" № 12 (138) от 18.08.2000

Жителя Обнинска обвиняют в шпионаже

Десятый месяц содержится в калужском следственном изоляторе сотрудник военно-политического отдела института истории США и Канады житель Обнинска Игорь Сутягин. Он подозревается в государственной измене и ему грозит длительное тюремное заключение.

Игорь Сутягин – ученый с большим спектром интересов. Он закончил физический факультет МГУ, а кандидатскую диссертацию защитил как историк, исследуя военно-морскую стратегию США 60-80 годов. В 98 году в Москве вышла книга "Стратегическое ядерное вооружение России", в которой Сутягин написал главы о создании и эксплуатации ядерных боеприпасов и о стратегической обороне. Он публиковал свои статьи в "Морском сборнике", "Зарубежном военном обозрении" и других специализированных журналах.

В обнинском учебном центре военно-морского флота, где проходят переподготовку экипажи ядерных подводных лодок, Сутягин на общественных началах читал офицерам лекции о подводном флоте США.

Все свои исследования Игорь Сутягин проводил по открытым источникам и публикациям, не содержащим государственную тайну. По роду своей деятельности он не имел допуска к секретам.

Он часто встречался с иностранными учеными и дипломатами в рамках совместных научных проектов России и других государств. Незадолго до ареста Сутягин оказывал помощь в работе над диссертацией американцу Джошуа Хендлеру, аспиранту Принстонского университета, который был приглашен в Россию институтом США и Канады. Его диссертация была посвящена проблемам стратегических ядерных вооружений.

Когда в ноябре 99 года Сутягина арестовали, то у Хендлера произвели обыск и изъяли компьютер. Никаких конкретных обвинений американскому аспиранту не предъявили, он сам через месяц покинул Россию и больше сюда не возвращался.

Под наблюдение ФСБ Игорь Сутягин попал еще в 98 году, когда стал оказывать информационные услуги различным зарубежным фирмам. Эти услуги заключались в анализе военно-политической ситуации в России. Работа выполнялась по открытым источникам: газетам, журналам и книгам. За нее Сутягин, разумеется, получал деньги.

Родители Игоря – обнинские ученые Вячеслав и Светлана Сутягины считают, что произошло, мягко говоря, недоразумение, так как анализ открытых источников и публикаций не может нанести ущерба обороноспособности России. Однако у калужского управления ФСБ другое мнение. Игорь находится под следствием, два его компьютера изъяты, другое имущество описано. Видимо, ему грозит срок с конфискацией имущества.

Директор института США и Канады Сергей Рогов был удивлен арестом своего сотрудника, сказав, что это было большой неожиданностью, так как специалисты института в своей работе не пользуются секретными документами.

Известный ученый академик Евгений Велихов обратился с ходатайством в калужское управление ФСБ с просьбой изменить Сутягину меру пресечения на подписку о невыезде, Велихов поручился за подследственного, но его просьба осталась без внимания. 29 июня состоялся суд, на котором рассматривался вопрос об освобождении Сутягина из-под стражи. Было решено оставить ученого в следственном изоляторе. Там он до последнего времени находился в невыносимо тяжелых условиях: в камере, рассчитанной на 8 человек, содержалось 28 подследственных, мало того, Сутягина однажды поместили в карцер. Когда родственники возмутились таким обращением с Игорем, то им пришло письмо из калужской прокуратуры, в котором было написано, что Сутягин помещался в карцер не в качестве меры взыскания, а с учетом его личного желания о соблюдении к нему требований закона об изоляции от других категорий заключенных. Как бы то ни было, Сутягин подписался под тем, что он претензий к администрации СИЗО не имеет. Сутягина перевели в другую более комфортабельную пятиместную камеру, в которой кроме него сидит еще два человека. Улучшение условий содержания сказалось на Игоре. Его отец после очередного свидания отметил, что он стал выглядеть лучше.

26 июля следствие было продлено еще на два месяца. Следователю Калашникову не хватает времени для того, чтобы грамотно выстроить обвинение против человека, который в своей работе пользовался только открытыми публикациями.

Игоря Сутягина в Обнинске многие помнят с хорошей стороны: он с золотой медалью окончил школу, был секретарем школьной комсомольской организации. Его патриотические убеждения тоже хорошо известны: многократно бывая за рубежом, он не стремился покинуть Россию, хотя специалисты его уровня востребуемы за границей.

Родственники, коллеги и друзья Игоря Сутягина продолжают за него бороться. Было даже написано письмо Путину, в нем выражалась надежда, что "диктатура закона", о которой так любит говорить Президент, действительно восторжествует.

Алексей СОБАЧКИН