Рейтинг@Mail.ru
 
 

Хроника процесса

27.12.01 Дело направлено на доследование

Своим определением, вынесенным 27 декабря 2001 г., Калужский областной суд направил дело Игоря Сутягина, сотрудника Института США и Канады, обвиняемого ФСБ в государственной измене, на доследование. При этом суд оставил Игоря Сутягина под стражей.

В соответствии с действущим российским законодательством, единственная причина, по которой суд правомочен принимать решение о направлении дела на доследование, заключается в существенном нарушении права обвиняемого на защиту. Именно на эту причину сослался суд, указав в своем определении, что в ходе предварительного следствия по делу Сутягина были допущены "существенные нарушения" уголовно-процессуального закона, которые повлекли "стеснение прав обвиняемого на защиту, которое гарантируется статьей 46 Уголовно-процессуального кодекса".

В своем определении суд фактически признал, что обвинения против Игоря Сутягина не основаны на фактах и не имеют законных оснований. В частности, "обвинения не были конкретизированы," "следствие не указало, какие конкретно сведения Сутягин, по версии обвинения, хранил и передавал по заданию иностранной разведки в ущерб безопасности России." Согласно определению суда, "следствие не проверило должным образом доводы Сутягина, утверждавшего, что переданные им иностранным гражданам сведения он почерпнул из открытой печати – газет и журналов." Суд отметил, что "при проведении экспертиз степени секретности документов также были допущены нарушения закона. При анализе документов эксперты использовали перечень сведений, подлежащих засекречиванию в Вооруженных силах РФ. Этот перечень, утвержденный приказом министра обороны РФ, не прошел государственную регистрацию."

Другими словами, суд в своем определении признал, что обвинения против Игоря Сутягина были сфабрикованы. В нормальной ситуации, подобное заключение суда должно было означать немедленное оправдание и освобождение обвиняемого. Калужский же суд не только предоставил ФСБ возможность продолжать "существенные нарушения уголовно-процессуального закона," но и отказался освободить Сутягина, "стеснив" в очередной раз, теперь уже своим решением, его право на собственную защиту.

Калужское управление ФСБ потратило год на попытки доказать вину Сутягина (это не считая нескольких лет, в течение которых ФСБ прослушивала его разговоры с помощью "жучков", установленных у него в квартире и во всех мыслимых телефонах). Все, что ей удалось – это собрать "неконкретное обвинение," которое, по признанию суда, не подкреплено достаточными доказательствами. Совершенно непонятно почему Сутягин должен оставаться в тюрьме, расплачиваясь за безграмотность следователей ФСБ и допущенные ими нарушения.

Защита намерена обжаловать сегодняшнее определение калужского суда в Верховном Суде РФ, настаивая на полном оправдании Игоря Сутягина.