Рейтинг@Mail.ru
 
 

Документы по "Делу" Сутягина

28.08.04 Письмо Игоря Сутягина матери

Наш коментарий:
Письмо написано уже после оглашения решения Верховного суда, оставившего приговор в силе. Все выделения – авторские. Многоточием заменен фрагмент личного характера, не предназначенный для публикации.

Обратите внимание на оптимизм человека, приговорённого к 15 годам лишения свободы!

Мама, милая мамочка! Вчера я получил твоё большое, до крайности тревожное письмо от 19.08.2004 – и вот спешу написать скорее свой ответ – тебе, мама, и всем-всем моим самым родным и близким людям – папе, Ире, Дима, Оксане, Насте, Максу.

Прежде всего – конечно же, здравствуйте, мои родные, то есть будьте здоровы и возвращайтесь быстрее к нормальному, т.е. в меру оптимистичному взгляду на жизнь и мироощущению. Я очень рассчитываю, что мои недавние письма вам сумели все-таки сквозь все препоны добраться до вас – и вы уже могли почитать, услышать мои слова поддержки вам и всем нам, а значит, есть надежда, что моя посильная помощь к вашему успокоению и возвращению в норму уже хотя бы чуть, но начала действовать. Мне бы очень этого хотелось бы – ведь что я, в сущности, делал бы без вас, вашей поддержки, тёплых слов в письмах и на свиданиях, да вообще во всей своей жизни. Вот и я хочу хоть в малую меру своих сил дать вам то же, что вы так упорно и с любовью давали мне – свою поддержку, успокоение, силы для того, чтобы невзирая ни на что продолжать жить, жить полноценной, честной и чистой жизнью. Невзирая ни на что! Возьмите у меня кусочек этой уверенной спокойной твёрдости, что благодаря вашей поддержке и моим усилиям выросла во мне – берите, не жалейте, а я ещё выращу!

Ну вот, я призываю вас подзаправиться спокойствием и силой, передохнуть чуть-чуть, перевести дыхание, которое – чего уж там лукавить – перехватило действительно от нахальства, наглости известных действий, иными словами – провести рекогносцировку вновь образовавшейся обстановки, на трезвую голову оценить имеющиеся у нас силы и ресурсы (а имеются ведь – уверяю вас!), потихоньку начать размышлять над возможными путями движения к самой желанной нашей сейчас цели – воссоединению нашей семьи. А спешки и поспешных эмоций нам сейчас не нужно, ни к чему они нам – ведь спешка нужна только при ловле блох и при поносе, а ведь ни того, ни другого у нас в наличии не имеется, так что и спешить – некуда. (Главное, от чего предостерегаю – это от поспешных эмоций.)

Собрав подобным вот образом себя в кулак – из того, во что мы малость подрассыпались после очередного столкновения со стеной «властной вертикали» – я предлагаю чуть-чуть остыть и взглянуть на мир не заплаканными (я вот, кстати, практически разучился здесь плакать – обстановка не располагает до такой степени, что и захотелось бы – да не выжимаются слёзы), а грустновато-спокойно-доброжелательными глазами. Что мы тогда увидим? «Уже не одну звёздочку, а две, три – лучше всего, конечно, пять.» Вот я же и говорю: ты пишешь, мама: «сейчас начинается новый этап нашей жизни. Я пока не знаю, как у меня всё пойдёт. Потеряна вера во всё.» А ведь это – не так! Вот давайте задумаемся – а во что вера-то потеряна? Мы верили в то, что есть, есть люди добрые и честные – и что же, разве это не так? Да нет же, люди эти поддерживали вас (и меня), они на улицах подходили, звонили, писали, чтоб только сказать, что они не согласны с произволом. Да, в организованности мы, они – честные и добрые – уступаем тем, другим (это ещё Задорнов заметил: «хороших людей большинство, но плохие лучше организованы») – но ведь есть талантливые организаторы и среди нас, и ведь не бездействуют они – так что не вполне верно было бы сказать даже и то, что, мол, поддержка от добрых и честных людей больше какая-то нематериально-малопродуктивная, что ли. Так что же – по-моему, вера в доброту и честность людей не только не пропала, не потерялась, а, напротив, нашла довольно-таки зримое своё подтверждение и воплощение. То есть в чём-то, наверное, даже окрепла? Вот видишь, мама – а ты говоришь! Вспомните ещё и об очень многочисленной когорте людей, которые и к властям обращаются с просьбой и требованием восстановить справедливый ход вещей – разве это не подтверждает правильность веры, её существование, её живучесть? А ты говоришь – потеряна! Нет, здесь с нашей верой всё в порядке, она на месте и в силе. Я лично даже где-то приятно удивлён – будучи пессимистом по складу ума (но не по нынешней, здорово эволюционировавшей за пять лет, жизненной позиции), я как-то даже не предполагал возможность такой широкой и мощной поддержки! Активной, деятельной поддержки – понимаете, это ведь доказывает реальность, а не призрачность и ещё одной составляющей нашей веры, ту, что добрые люди деятельны в своей доброте, идут на защиту других, а не остаются лишь в позиции пассивно-сочувствующих, чего мы опасались. Значит – вера есть, она, справедливость и обоснованность её доказана жизнью, вера окрепла в конечно итоге, а вовсе не потеряна. Так ведь, мама?

Но кое-что мы действительно потеряли – только вот стоит ли об этом жалеть, остается открытым вопросом. Мы потеряли веру, наивное ожидание того, что абстрактно-коллективный «барин» разберётся, восстановит по доброй воле справедливость. Мы потеряли её, как теряли до нас сотни тысяч людей, сотни тысяч семей – но лучше ли нам было бы пребывать в этой наивной вере в «доброго царя», «умных чиновников» и т.п.? Очень болезненно расставаться с этой верой, одним из последних оплотов доверия к той «машине подавления» (по Ленину), которая надстроена над обществом – но тем самым мы ведь уходим от пагубной, усердно и усиленно насаждаемой сверху иллюзией того, что решение всех своих проблем мы должны и можем отдать государству, пребывая в положении послушных овец и ничего не предпринимая для защиты своих интересов, всё сделает за нас «компетентный дядя». Удобная иллюзия – для тех, кто таким образом здорово упрощает свою жизнь: собственно говоря, из-за такой моей позиции безоговорочного доверия к людям с твёрдым серо-стальными взглядами и возникла вся эта белиберда. Руки-то оказались не совсем чистыми… А надо было пораньше почитать губерманово:

Так вот, с этой то «верой» мы вынуждены были расстаться. Заставили нас. Но взамен мы ведь от абстрактно-чиновничьей «веры» – чиновничество, что уж там скрывать – переходим к вере конкретной – в конкретных людей, в которых мы верим по их конкретным делам, их реальному отношению к нам и разделяемым нами идеалам, а не по их «должностному положению». Пожалуй, такая замена – разумна, ты не считаешь, мама? А с иллюзиями – лучше расстаться, раз уж они не безобидные миражи, а опасные, предательски заманивающие в болото и беду обманки. Болезненно, да – болезненно расставаться, но уж лучше одним махом обрубить, чем жить, руководствуясь опасной иллюзией, которая усиленно насаждается – что уж скрывать, врагами, стремящимися обезопасить себе жуханье, парализую на уровне принятия решений наши усилия по самостоятельному отстаиванию наших прав и интересов. Вот во что потеряна вера – но была ли она, если откровенно? Надежда – да, расчёт – да, но вот – вера?

Поэтому я не соглашусь, мама, с этими твоими словами: «потеряна вера во всё». Нет, потеряли мы то, что нам, если объективно посмотреть, мешало. Поэтому «как пойдёт», можно сказать: так же, как и до 17 августа, только без полурелигиозной веры в «вот приедет барин – барин нас рассудит». Как там у Ленина: «Религия – опиум у народа»? Ну да, мы сами создавали эту веру (как и в случае с производством опиума, нам ещё и помогли), но ведь опиум-то в конечном итоге – яд! Вот и травили сами себя. А стоит ли продолжать? Я вот был бит как-то на университетском курсе теории религии и атеизма за фразу, методологически неверную, но мне здорово понравившуюся: «Атеизм – это самая жестокая в мире религия, предусматривающая безграничную вару в человека». «Атеизм принципиально не может быть религией!» – ругала меня Зульфия Абдулхаковна Тожуризина. И она права. Но фраза и стоящая за ней идея мне нравятся. Вот и давайте верить в себя, а не травить себя опиумом веры в опасные фантомы. Согласны? И тогда можно твёрдо и определённо сказать, «как пойдёт дальше»: здоровее. Хотя и трудно, по-видимому, без обезболивания-то. Но в конечном итоге – здоровее. Так это даже хорошо!

Давайте ещё взглянем на вещи конкретно-исторически, как учили в Университетах Масизма-Ленининзма. Что мы видим? – Мы – дети государства советского, а оно ведь всегда гнобило лучших своих детей. Печально, конечно, что «красное колесо» катка под названием «58-я статья» проехалось всё-таки и по нашей семье – но сколько было таких семей! Не слишком, конечно, ободряющее утешение, ну да конкретно-исторический метод, как вы помните, вообще довольно-таки жестокая штука, не предполагающая большого количества сочувствия. Сочувствие дадут люди – те люди, к которым мы теперь от абстрактной конструкции переходим. А значит – больше будьте с людьми! Это и спасёт, и поможет. И всё пойдёт не только здоровее, но и веселее где-то, оживлённее.

<…>

И ещё посылаю вам две фразы из книги Амброза Бирса «Словарь сатаны».

«Вера – безоговорочное приятие того, что люди незнающие рассказывают о вещах небывалых». Понимаете – не-бы-ва-лых! То есть, и быть не могло!

«Обвинять – утверждать вину или порочность другого человека, как правило – с целью оправдать зло, которое мы ему причинили». Ну как тут лучше сказать! И это 1906 год!